Николай Иванович Новиков родился в дворянской семье. Отец его – отставной капитан-полковник, бывший воевода в Алатыре. Первоначальное образование получил в гимназии при Московском университете, откуда был отчислен «за леность и нехождение в классы». В 1762 году поступил в лейб-гвардии Измайловский полк, который поддержал будущую императрицу Екатерину II во время переворота, приведшего ее к власти. После восхождения Екатерины на престол получил звание унтер-офицера. Еще во время службы, в 1766 году Новиков напечатал в Академической типографии «Реестр российским книгам, продаваемым в Большой Морской, в Кнутсоновом доме». В следующем, 1767 году вел протоколы в Комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения». После завершения работы в Комиссии, Николай Иванович выходит в отставку в чине поручика и в 1769 году начинает издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень».
Превращение российской журналистики в нечто общественно значимое обычно связывают с Русско-турецкой войной 1769-1774 годов. Считается, что Екатерина не была уверена в благополучном исходе военной кампании и придумала яркий проект, который мог бы отвлечь общество от обсуждения решений правительства. Сатирические журналы, критикующие все, за исключением действий императрицы, казались верхом смелости и глотком свободы. Новый журнал вступил в полемику с журналом «Всякая всячина», издававшимся Екатериной II, постепенно к полемике присоединились другие журналы. В 1770 году «Трутень» прекращает свое существование, его сменяют сначала «Пустомеля», а затем «Живописец» и «Кошелек».
Сам Новиков был редактором, куратором, но не автором статей. В издательском предисловии он характеризовал себя как человека ленивого, малообразованного, не способного ни к военной, ни к светской службе, ни к сочинительству, и отмечал, что пользу может принести лишь изданием чужих сочинений.
На страницах сатирических журналов можно было свободно иронизировать по поводу нравов общества, издеваться над необразованностью и галломанией, насмехаться над щеголями. Одновременно журналы регулярно печатали комплименты в адрес просвещенной императрицы. Журнал «Живописец» был посвящен Екатерине. Во вступительном слове в первом номере Новиков сообщал читателям, что именно литературное творчество императрицы вдохновило его на это издание. Сатирические журналы пользовались успехом, но война закончилась, а вместе с ней ушла в прошлое и свободная журналистика. Журнал "Кошелек" перестарался с критикой французской моды — задел то ли французских дипломатов, то ли отечественных галломанов. Екатерина потеряла интерес к творчеству журналистов, и за короткий срок были закрыты все сатирические журналы.
Параллельно с изданием журналов Новиков начинает несколько крупных просветительских проектов. В 1772 году выходит «Опыт исторического словаря о российских писателях» — первая литературная энциклопедия России. Тогда же Николай Новиков начал издавать материалы по истории России, и его начинание было поддержано императрицей. Екатерина предписала, чтобы государственные учреждения передавали Новикову документы, представляющие исторический интерес. Так появились многотомные «Древняя Российская Вифлиофика» и «Древняя Российская Идрография». Первая ежемесячно издавало памятники русской истории, вторая описывала реки, протоки, озера, колодцы и стоящие на них города и урочища.
Также Новиков был издателем «Санкт-Петербургских учёных ведомостей» - первого русского журнала (его целью было информировать русскую читающую публику о появлении новых книг и иных сочинений, научных и литературных), первого философского журнала «Утренний свет» и первого женского журнала «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», первого русского детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».
В 1779 году Новиков взял в аренду убыточную типографию Московского университета, заплатив 4500 руб. арендной платы. Типография прогорала. Выпущенные книги пылились в лавке, а газета «Московские ведомости», которую также издавал университет, с трудом достигала тиража 600 экземпляров. Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, Новиков менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем за 24 года предыдущие годы её существования. Число подписчиков «Московских ведомостей» увеличилось с 600 до 4000.
В 1782 при университете было основано масонское «Дружеское ученое общество», которое в 1784 году учредило книгоиздательство «Типографическая компания». На собственные средства и по заказу сторонних лиц публиковала оригинальную и переводную литературу: беллетристику, поэзию, учебные пособия, исторические, педагогические, богословские, а также мистические сочинения.
Успешная типографская деятельность позволила Новикову заниматься благотворительностью. Доходы от ежемесячника "Утренний свет", к изданию которого Николай Новиков приступил в 1777 году, шли на поддержание Екатерининского и Александровского училищ для детей из бедных семей и сирот. Журнал пропагандировал сбор средств в пользу училищ, печатал подробнейшие отчеты о пожертвованиях и всячески поддерживал педагогические методы, которыми пользовались преподаватели. При книжном магазине Новиков открыл первую в Москве библиотеку, вокруг которой также стала группироваться читающая публика. В 1782 году "Московские ведомости", издателем которых был Новиков, поместили объявление, что неизвестный благотворитель учреждает "Переводческую семинарию", где на свои средства будет содержать шестерых студентов. Предполагалось, что, выучив язык, молодые люди будут готовить новые переводы для издания. Пример "неизвестного благотворителя" оказался заразительным, и вскоре нашлись желающие обеспечить подготовку еще десяти переводчиков.
Активная общественная деятельность Новикова вызывала подозрение у властей и самой императрицы. Екатерина с подозрением относилась к тайным обществам и масонам, к которым принадлежал, пусть и скорее всего, формально Новиков. Началось с пустяков. Новикова обвинили в самовольном выпуске учебников, затем запретили и изъяли из продажи «Историю ордена иезуитов». По распоряжению императрицы провели экспертизу всех изданных Новиковым книг, запретили аренду университетской типографии, журналы «Детское чтение» и «Экономический магазин» прекратили свое существование. В 1788 году Новиков отходит от дел и удаляется в свою усадьбу Авдотьино, надеясь, что власти забудут о нем. Но во Франции начинается революция и в 1792 году у Новикова проходит обыск, находят запрещенные книги и в результате его отправляют в Шлиссельбургскую крепость, откуда он выходит только после смерти Екатерины в 1796 году.
Новиков прожил еще 20 лет в бедности, почти все его имущество было конфисковано. Он почти не покидал усадьбу, мало с кем знался, много читал, занимался хозяйством, лечил и учил крестьян. Новиков умер 31 июля 1818 года семидесяти четырех лет от роду от удара. Авдотьино было продано за долги и передано московскому комитету призрения для устройства богадельни и больницы.
Читать далее