О первых 25 годах жизни Ф.А. Эмина существует четыре различных рассказа, крайне противоречивых. Стараясь произвести впечатление на современников, Эмин сочинил несколько причудливых биографий. Известный литературовед Г.А. Гуковский писал о нем: «Все попытки установить подлинную биографию Федора Эмина были безуспешны. Он создал о себе столько легенд, так запутал вопрос о своем происхождении, что отличить выдумку от правды крайне затруднительно». Карамзин отмечал, что «самый любопытнейший из романов г. Эмина есть собственная жизнь его, как он рассказывал ее своим приятелям».
Вероятнее всего, родился он на Украине, в российской или польской ее части. Его современник писатель Михаил Чулков, в поэме «Плачевное падение стихотворцев», утверждал:
Рождение его мы знаем, было где,
Угодно было то несведущей судьбе,
Что б мудрой отрок сей от прочих отличился,
В неведомой земле, в Хохландии родился…
Впрочем, сам Эмин называл себя турецким дворянином. Несомненно, что некоторое время он жил в Стамбуле и даже возможно служил янычаром. Там же он принял ислам, вероятно, это было вынужденное решение – следствие его любовных похождений с замужней турчанкой. Обманутый муж подал на него в суд, и Эмину пришлось выбирать между смертью и сменой веры. Живя среди турок, изучал их язык и веру. Однако, как выяснилось впоследствии, его знания были недостаточны. Турецкий язык он усвоил неудовлетворительно. А об исламе судил очень поверхностно.
В конце 50 годов Эмин прибыл в Лиссабон. Перед тем как попасть в Португалию, молодой человек некоторое время провел в Италии, в Тосканском герцогстве, что нашло отражение в романе «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда». Достоверно известно, что в 1758 году он под именем Магомета Емина, прибыл к князю A. M. Голицыну, русскому посланнику в Лондоне, рассказал ему о своих приключениях и выразил желание принять православную веру. Обряд крещения был совершён в домовой церкви Голицина. Новообращённый получил имя Фёдор и фамилию Эмин. В 1761 году Эмин уезжает в Россию, и по приезде подает на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение на итальянском языке об определении его на русскую службу, где он может быть полезен по знанию языков: английского, итальянского, испанского, португальского, польского и турецкого. Прошение было подписано — «Theodoro Emenonski».
Эмин действительно знал несколько языков и имел неплохое образование. По разным версиям его биографии, опубликованной в разных изданиях его трактата «Путь ко спасению» он получил образование в иезуитском колледже или Киевской академии.
В России Эмин начал «карьеру» в кадетском корпусе с должности учителя. Затем при покровительстве Григория Орлова стал переводчиком в Коллегии Иностранных дел, затем был переведён в чине титулярного советника в «кабинет» Екатерины ll, где и служил вплоть до конца жизни.
За 9 лет жизни в России Эмин издал 25 книг своих собственных сочинений и переводов от 3-х томной «Российской истории» до «Нравоучительных басен в прозе» и назидательной книги «Путь ко спасению...». Поражает разнообразие тем его произведений от «Приключения Фемистокла и разные политические, гражданские...» до «Краткого описания древнейшего и нового состояния Оттоманской Порты». «Непостоянство фортуны или Похождения Мирамонда» в 3-х частях была издана трижды и читалась нарасхват.
Первые романы Эмина вышли в свет в уже в 1763 году: «Награждённая постоянность, или Приключения Лизарка и Сарманды», «Бессчастный Флоридор, или История о принце Ракалькутском», «Любовный вертоград, или Непреоборимое постоянство Камбера и Арисены». В 1764 году вышли его «Нравоучительные басни в прозе», «Горестная любовь маркиза Де Толедо», в 1766 году появились его «Письма Эрнеста и Доравры», и «История польская, соч. аббата Солиньяка».
В 1769 г Эмин начал издавать ежемесячный журнал «Адская почта», почти все статьи в котором принадлежали его перу, и журнал «Смесь». Его духовно-нравственное сочинение «Путь к спасению или Разные набожные размышления, в которых...» выдержал не менее 40 изданий. Важнейший труд Эмина «Российская история» в 3-х частях, изданный на средства Академии Наук, был доведён только до Всеволода lll (1213 г), но свидетельствует об удивительной учёности и начитанности автора. (Откуда черпал он материалы?). Произведения Эмина читались охотно и переиздавались по 2 - 3 и более раз.
Скончался Эмин в Петербурге в апреле 1770 года, и на смерть его неизвестным автором были написаны стихи, помещённые в «Опыте исторического словаря о российских писателях» Николая Новикова. Его сын Николай Фёдорович Эмин тоже стал писателем. Отзывы о Фёдоре Эмине различны. Его называют «создателем русской массовой литературы», «автором первого русского романа», «человеком, сделавшим литературу отраслью экономики и средством к существованию, а не «служением». А также «авантюристом» и «не заслуживающим доверия».
Читать далее