Дмитрий Ростовский (в миру - Даниил Саввич Туптало) родился в семье сотника Киевского полка Саввы Григорьевича Туптало. Учился в Киево-Братской коллегии (впоследствии — Киево-Могилянская академия). В 1668 году он принял монашество с именем Дмитрий – в честь великомученика Дмитрия Солунского, в 70-е годы был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и в 1684 году поселился в Киево-Печерском монастыре. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский) поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год.
Перед составлением сборника отец Димитрий выполнил масштабную предварительную работу: составил месяцеслов, произвел отбор житий, разыскивал материалы. Для каждой статьи он брал несколько источников, а затем объединял их в один текст в собственном переложении. В качестве самого источника автор использовал крупнейшее собрание житий святых на Западе «Acta Sanctorum», греческие жития святого Симеона Метафраста в переводе на латынь, а в качестве литературного образца взял «Жития святых» иезуита Петра Скарги. Среди церковнославянских источников были «Великие Четьи-Минеи» архиепископа Новгородского Макария, Киево-Печерский патерик и Пролог.
Большую часть работы над сводом житий отец Димитрий выполнил на Украине. В 1701 году он императорским указом был переведен в Москву и рукоположен в епископа. Сначала его назначили митрополитом Тобольским и Сибирским. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни в 1702 году святитель Димитрий был определен на Ростовскую митрополию. В России его научная, писательская и редакторская деятельность продолжилась. Святитель стал уделять больше внимания русским святым и добавил в сборник источники ростовского происхождения — в частности, житие царевича Димитрия. Всего в труд ростовского митрополита вошли 664 жития. Из них 24 жития ветхозаветных святых, 571 — общеправославных, 65 — русских и 4 — южнославянских. Всего было написано четыре тома. Каждый том включает жития святых за три месяца, так что в целом книги составляют годичный житийный круг. Первые из них печатались по ходу работы, еще до ее завершения. Впоследствии «Жития святых» неоднократно переиздавались.
Перу Дмитрия Ростовского принадлежат несколько служб святым. В 1694 г. по просьбе патриарха Адриана святитель написал службу Кизическим мученикам для построенного в их честь в Казани в июле 1688 г. храма. По просьбе жителя Великого Устюга И.Ф. Протодиаконова, святитель написал канон преподобным Антонию и Феодосию. Важное место в литературном наследии Дмитрия Ростовского занимает «Келейный летописец», широко распространенный в списках и многократно издававшийся. «Летописец» открывается «Известием о несогласном числении лет», в котором говорится о разных способах перевода дат от сотворения мира в даты от Рождества Христова. Затем следует «Хронология», содержащая таблицы, в которых соотносятся противоречивые сообщения Священного Писания, хроник, античных исторических сочинений. Разбивая библейскую историю на столетия, Дмитрий Ростовский придал ей летописный вид. Святитель не завершил свой труд - повествование кончается 3600 г. от сотворения мира. Впервые «Келейный летописец» был издан в 1784 г. стараниями Н.И. Новикова. Вместе с другими изданиями Новикова «Келейный летописец» в 1787 г. был изъят из продажи. Следующее издание с поправками и дополнениями было осуществлено в 1796 г. вместе с Житием Дмитрия. Особенностью этого издания является наличие маргиналий, указывающих на источники «Летописца».
Последним крупным сочинением святителя стал трактат «Розыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их небогоугодны». Книга была написана против живших в Ростовской епархии старообрядцев. Автор объясняет происхождение старообрядчества невежеством, резко выступает против последователей «старой веры». Композиция трактата близка к композиции иезуитских полемических сочинений.
За время нахождения на Ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством. С этой целью в 1702 г. была открыта ростовская грамматическая школа, устроенная по типу юго-западнорусских школ, средства для школы выделялись из Монастырского приказа. В ростовской школе учились около 200 человек, преимущественно дети священников, принимались подростки и из других сословий. Школа делилась на 3 класса: низший (infima classis, грамматический), средний (media classis, латинский), высший (suprema classis, философский). Обучение начиналось с русской азбуки, чтения и письма, наиболее способные осваивали в особом классе латинский и греческий языки. В школе также преподавали катехизис, пение по нотам, стихосложение. По праздникам ученики произносили речи в стихах и прозе, разыгрывали пьесы или диалоги. Можно говорить о существовании театра в ростовской школе. Дмитрий писал для него драмы и декламации. Ростовская школа просуществовала до 1705 г., была закрыта из-за противодействия главы Монастырского приказа гр. И.А. Мусина-Пушкина, считавшего, что на содержание школы идут слишком большие средства.
Преставился святитель 28 октября (8 ноября) 1709 года. Причисление Димитрия Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено 21 сентября (4 октября), в день обретения мощей.
Читать далее