Авторы
Шарлемань Адольф Иосифович
Шарлемань Адольф Иосифович
Годы жизни
Вид деятельности
художник
Биография
Адо́льф Ио́сифович Шарлема́нь (Шарлемань-Боде, Боде-Шарлемань; 8 (20) декабря 1826, Санкт-Петербург, Российская империя — 31 января (13 февраля) 1901, Санкт-Петербург, Российская империя) — батальный, исторический и жанровый живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой атласной колоды), сценограф. Автор формы придворных арапов. Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств И. И. Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде (1734—1789), француза из Руана, переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II. Получил общее образование в училище при Санкт-Петербургской лютеранской церкви св. Петра и из него в 1848 году поступил в академию, в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а потом батальной в классе Б. П. Виллевальде. В бытность свою учеником академии получил[: в 1852 году — малую серебряную медаль за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе», в 1853 году — большую такую же медаль за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем», в 1854 году — малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.», в 1855 году — большую золотую медаль за написанную также по программе картину «Суворов на Сен-Готарде» (Большой Гатчинский дворец). Приобретя, вместе с последней из этих наград, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он в том же году отправился в Мюнхен, где пользовался советами А. Е. Коцебу и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе находились также в Гатчинском дворце). Второе из этих произведений доставило Шарлеманю в 1859 году звание академика. Затем он совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по его версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии и возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году. Первыми его работами после возвращения были надпрестольные и другие образа для католических церквей при пажеском корпусе и кладбищенской на Выборгской стороне; затем им были написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге. В 1867 г. появилась наиболее примечательная из картин Шарлеманя «Екатерина II в мастерской Фальконе», доставившая художнику звание профессора и приобретённая императрицей Марией Александровной. С этого времени известность его упрочилась и быстро возрастала. Из-под его кисти, карандаша и пера выходило множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся бойкостью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были нарасхват у издателей иллюстрированных журналов для воспроизведения их тем или другим графическим способом. С 1871 года Шарлемань служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II, а в 1873 году получил титул художника Его Императорского Величества. Похоронен на участке св. Павла Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге. Могила не сохранилась. Жена: Елизавета Ивановна, дочь академика исторической живописи и владельца фотомастерской на Невском проспекте И. А. Гоха.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 8
Шарлемань А.И. Батальная сцена. 1853 г.
Эстамп. Шарлемань А.И., Виктор В. Императорская Российская гвардия с изображением 11 фигур в полной и малой форме разных полков. XIX в., конец
Эстамп. Шарлемань А.И., Бастин Ф. Императорская Российская гвардия с изображением 24 фигур в полной парадной, малой и походной форме гвардейской кирасирской дивизии. XIX в., конец
Эстамп. Шарлемань А.И., Бастин Ф. Российская армия с изображением 17 фигур в полной и малой летней и зимней походной форме 1-й гвардейской пехотной дивизии. XIX в., конец
Эстамп. Шарлемань А.И. Императорская Российская гвардия с изображением 9 фигур разных чинов в полной летней и малой зимней форме 2-й гвардейской пехотной дивизии. XIX в., конец
Эстамп. Шарлемань А.И., Бастин Ф. Российская армия с изображением 21 фигуры в полной и малой походной форме 1-й легкой гвардейской кавалерийской дивизии. XIX в., конец
Показать все