Вернуться
Добужинский Ростислав Мстиславович
Добужинский Ростислав Мстиславович
Годы жизни
Биография
Художник театра и кино.Старший сын М. В. Добужинского. Родился 21 марта / 3 апреля 1903 г. в С.-Петербурге. С детства был приобщен к искусству, копировал театральные эскизы отца. С 1908 путешествовал с родителями по Франции, Англии, Германии, Голландии. Учился в петербургской гимназии К. И. Мая одновременно с Н. А. Бенуа, который остался другом на всю жизнь. В 1918–1920 занимался в мастерской Д. Н. Кардовского в петроградских ГСХМ. Вместе с Н. А. Бенуа и О. О. Аллегри (младшим) работал ассистентом, затем художником-декоратором в Большом драматическом и Студийном театрах, с 1922 – в Молодом театре, который выступал на заводах. Женился на актрисе Молодого театра, театральной художнице Лидии Николаевне Коптяевой. В декабре 1924 эмигрировал с женой в Литву. Работал с отцом над декорациями к «Пиковой даме» П. И. Чайковского для Литовского государственного театра в Каунасе (1925 г). В июне 1925 переехал в Париж. В 1925–1927 учился в Национальной школе декоративных искусств. Писал декорации для труппы Ж. Питоева, театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, Шведского балета и Ballet Russe de Monte-Carlo. Выполнял заказы на изготовление костюмов, масок и аксессуаров для театра и кино в театрально-декорационной мастерской, созданной его женой вместе с В. А. Стравинской. Сотрудничал в ателье художественной рекламы «Лубок», организованном М. Корнфельдом, рисовал афиши для «Луна-фильм», исполнял рисунки для оберточной бумаги фирмы Я. Маковского. Участвовал в выставке русского искусства в Брюсселе (1928). В 1939 помогал П. Ф. Челищеву в оформлении спектакля «Ундина» по пьесе Ж. Жироду для режиссера Луи Жуве. Был членом Национальной организации русских скаутов (НОРС), работал инструктором НОРС, в 1930-е выступал с докладами по проблемам воспитания на собраниях НОРС и Общества старых скаутов. В 1937 выполнял декорации для спектаклей студенческой драматической студии НОРС. В годы Второй мировой войны оставался в Париже. В 1943 был художником-декоратором Театра русской драмы. Сотрудничал с Кристианом Бераром, Леонорой Фини, Лили де Нобиле. После войны открыл с женой собственную мастерскую театральных декораций. Работал для театров Гранд-Опера, Опера-Комик, Комеди-Франсез, Ковент-Гарден, оперных театров Амстердама и Стокгольма, Русского балета Монте-Карло и др.; сотрудничал с режиссерами Ж.-Л. Барро, Ж. Виларом, Л. Жуве и др. Декорировал кабаре «Новая Ева». Выполнял заказы для телевидения и кинематографа, участвовал в создании фильмов «Удовольствие», «Ведьмы из Салема» и др. Исполнил иллюстрации к нескольким книгам на русском и сербском языках, в том числе к 6-томному изданию «Закона Божьего» (YMCA-Press). Участвовал в салоне Независимых (1981 г.). С 1983 его деловым партнером и помощницей стала Сабина Лютиль. Их мастерская (13, rue des Cinq Diamants) специализировалась на декоративном убранстве квартир и реставрации дворцовых интерьеров, в ней создавались декоративные панно, ткани для портьер, барельефы и лепные украшения. После смерти отца вместе с братом учредил Международное общество друзей искусства М. В. Добужинского, в которое вошли Н. А. Бенуа, Д. Д. Бушен, С. М. Лифарь, В. Н. Немчинова, В. А. Стравинская, С. Р. Эрнст и др. Подготовил к изданию монографию об отце (Mstislav V. Dobujinsky. Documentary booklet. New York–Paris, 1971) и книгу его воспоминаний (вместе с братом Всеволодом и Е. Е. Климовым); занимался устройством выставок отца. В 1998 передал в дар Литовской национальной библиотеке в Вильнюсе значительную часть семейного архива; был награжден правительством Литвы Орденом великого князя литовского Гядиминаса 4-й степени. Скончался 23 июня 2000 г. в Париже. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.