Вернуться
Алексий (Виноградов)
Алексий (Виноградов)
Годы жизни
Биография
Виноградов Александр Николаевич, 5.11.1845, с. Чамерово Весьегонского у. Тверской губ. -1919, Оптина пуст.), иеромонах, миссионер и китаевед. Родился в семье священника. В 1859-1865 гг. учился в С.-Петербургской ДС; после ее окончания в 1867-1868 гг. посещал занятия в СПбДА, но полного курса не окончил. Состоял учителем рисования при Ярославской ДС с 1868 по 1873 г., слушал лекции в Демидовском юридическом лицее, который окончил в 1871 г. В 1874 г. был принят на службу в канцелярию военного прокурора С.-Петербургского окружного суда. Посещая семинары в Археологическом институте Н. В. Калачова в 1878-1881 гг., одновременно занимался в императорской Академии художеств, где успешно прошел программу обучения в объеме 2 курсов. В мае 1880 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. В 1881 г. прибыл в Пекин, где в составе Русской духовной миссии в Китае занимался миссионерской деятельностью до 1887 г. В связи с тяжелой болезнью по разрешению Святейшего Синода досрочно вернулся в Россию, продолжил службу в Киево-Печерской лавре, а затем с окт. 1888 г. на Киевском подворье в С.-Петербурге. После публикации ряда серьезных научных трудов, в т. ч. посвященных Китаю, вновь был направлен в Пекин, где в составе духовной миссии с 1896 по 1898 г. продолжал интенсивно заниматься миссионерской деятельностью и научными изысканиями. Из-за тяжелого психического заболевания отозван в Россию с назначением в число монашествующих Оптиной пустыни. В пустыни прошла его оставшаяся жизнь, посвященная подготовке к печати собранных в Китае материалов, а также благотворительной деятельности, особенно в пользу Красного Креста (в период восстания ихэтуаней 1898-1901 и русско-японской войны 1904-1905). В 1904 г. предпринял попытку покинуть монастырь, но его прошение о снятии сана и расстрижении было отклонено Святейшим Синодом. Ни одна из его работ, написанных в Оптиной пустыни, не напечатана. В период гражданской войны Алексий умер от голода. Место захоронения неизвестно. Оставшиеся после его смерти рукописи и материалы личного архива хранятся в ОР РГБ (Ф. 52). Подобно многим русским востоковедам его времени, Алексий активно участвовал в деятельности различных научных обществ России, чему благоприятствовали его достижения в изучении памятников рус. деревянного зодчества (гл. обр. на территории Новгородской, Тверской и Ярославской епархий), иконографии и живописи. В 1876 г. его избрали членом-сотрудником императорского Русского археологического общества, в 1877 г. - сотрудником императорского Русского географического общества, в 1884 г.- корреспондентом императорского Общества поощрения художеств. В 1889 г. Алексий передал в дар Академии художеств ценную коллекцию видов и чертежей памятников древнерусского зодчества и был удостоен звания почетного общника (особый вид членства) Академии, в 1892 г. А. была объявлена благодарность и выдан диплом от имени участников 1-го съезда русских архитекторов за экспонирование на выставке коллекции чертежей древнерусских деревянных церквей, принадлежавшей Алексию. Значителен научный вклад Алексия в изучение переводов христианской литературы на восточные языки, сделанных западными и православными миссионерами. Труд Алексия «История Библии на Востоке» по сути энциклопедия китайской жизни, в которой широко представлены конфуцианство, даосизм и буддизм. За участие в переводах на китайский язык богослужебных книг православной Церкви Алексию в 1884 г. было передано благословение Святейшего Синода, а в 1893 г. за поднесенные императору Александру III научные труды по истории миссионерской деятельности западных и российских проповедников объявлена благодарность. (Источник: интернет-ресурс. 26.02.2021)