Вернуться
Айсакадиев Арслан Магомедович
Айсакадиев Арслан Магомедович
Годы жизни
Вид деятельности
художник декоративно-прикладного искусства
Биография
Арслан Магомедович Айсакадиев - дагестанский художник-ювелир, член Союза художников РФ, член Союза дизайнеров (г. Москва), участник более 40 выставок. Он изготавливает в старинной технике серебряные головные украшения: разнообразные серьги, височные кольца, бляхи, платочные и налобные цепи, также традиционные украшения кубачинок – свадебные браслеты и кольца, нагрудные украшения «тавка», амулетницы, платочные цепи, отмеченные самобытностью и высокой ювелирной техникой. Его произведения, с одной стороны, – обращение к многообразным традиционным древним промыслам мастеров-кубачинцев, с другой, работая с известными современными дизайнерами, модельерами и топ-стилистами, он получает возможность создавать свое авторское искусство. Айсакадиев Арслан Магомедович Родился в 1974 г. в п. Мамедкала, РД. 1986 – окончил ДХШ (п. Мамедкала). 1996 – окончил ДХУ им. М. Джемала (г. Махачкала). Член СХ РФ, Член Союза дизайнеров (г. Москва) С 2002 – сотрудничает с российскими дизайнерами модельерами (г. Москва) С 1996 – работает ювелиром в творческих мастерских при СХ Р (г. Махачкала). Работы хранятся в частных коллекциях, коллекциях топ модельеров, используются для показов коллекций в России, Великобритании, США, Германии и др. Некоторые работы художника-ювелира: Корона (выполнена для жеребьевки Чемпионата мира по футболу в 2018 г. в Кремле г. Москва) Головные украшения из серии «Горянка», 2019 г., серебро, коралл Нагрудное украшение и серьги «Древний Дербент», 2012 г., серебро, коралл, филигрань, зернь Нагрудное украшение из серии «Этнические мотивы Дагестана», 2013 г., серебро, филигрань, коралл, зернь, бирюза Серьги из серии «Этнические мотивы Дагестана», 2013 г., серебро, филигрань, коралл, зернь, бирюза Серьги «Солнце Кавказа», 2009 г., серебро, зернь, коралл, бирюза, филигрань Нагрудное украшение «Восток», 2012 г., серебро, филигрань, зернь, коралл Браслет из серии «Закаталы», «Аварцы» 2014 г., серебро, позолота, зернь, бирюза, гранат Гарнитур «Дагестан»: Серьги. Нагрудное украшение, 2009 г., серебро, филигрань, зернь, бирюза Серьги «Дарго», 2010 г., серебро, филигрань, позолото Нагрудное украшение «Тавка», с. Кубачи, 2010 г., серебро. позолота, филигрань, зернь, бирюза, гранаты, коралл Искусство металлообработки в Дагестане, включающее бронзолитейное, медночеканное, оружейное и ювелирное дело, – одно из самых древних. У каждого из этих направлений своя история, свое утилитарное назначение, технические и художественные характеристики. Если же говорить о таком важном виде дагестанского прикладного искусства, как ювелирное дело, то его поразительное формообразующее и стилистическое многообразие, глубокое семантико-смысловое значение образной системы, одновременные роскошь и аскетизм декора, вневременность архаичность и современность многих форм и орнаментальных элементов, назначение и способ ношения – все это соотносит дагестанские женские украшения в особую область как повседневной, так и праздничной жизни народа. Другими словами, декоративное начало, украшательство, роль аксессуара – далеко не главная функция традиционных женских украшений горянки. На первый план всегда выступало охранное, магическое значение, роль оберега и защиты. Важным аспектом является и тот факт, что традиционные дагестанские женские украшения являются главным стилистикообразующим источником для современного ювелирного искусства, питающим его на протяжении уже ста лет после перехода к европейскому костюму. Второй источник необходимо обозначить как европейское искусство модерна. Большинство современных мастеров–ювелиров продолжает работать в рамках когда-то найденных их предшественниками художественных форм, но упрощая их и в семантическом значении, и в техническом плане. Вообще, традиция – вещь очень сильная. И опасная. И с одной стороны, она является бесконечным источником идей и вдохновения, но без притока свежих идей одновременно может тормозить развитие. Но обычно традиция настолько сильна, что упадок очевиден не сразу. Тем не менее, проблема давления традиции существует и заставляет нас задумываться о дальнейших путях развития дагестанского ювелирного искусства. Тем не менее, есть среди дагестанских ювелиров такие, которым недостаточно бесконечно повторять когда-то найденное, устоявшееся и «законсервированное», не зависимо от того, свое оно или заимствованное. Знакомьтесь: Арслан Магомедович Айсакадиев, 1974 года рождения. Биография его и типична для современного художника-прикладника, и одновременно богата яркими событиями. Родился Арслан в поселке Мамедкала Дербентского района, но корни его предков идут из Харбука — знаменитого аула оружейников, что находится в Дахадаевском районе в 20 км от Кубачи. Харбукцы в отличие от амузгинцев в прошлые века кроме холодного оружия специализировались на огнестрельном – изготовлении замков для кремневых пистолетов и ружей. Были оружейники и в роду Айсакадиевых. Детство Арслана проходило в Мамедкале, но летние каникулы он проводил в родном ауле. Способности к рисованию у него, а также к лепке проявились рано. Уже в 7-8 лет мальчик лепил из глины узнаваемые фигурки животных, людей, барельефы со сценами охоты. В 10 лет он привез из пионерского лагеря в подарок маме целый чемодан барельефов из глины с изображением животных и горных пейзажей. Рано, как и все харбукские мальчишки, он начал учиться и ремеслу металлообработки. В 12 лет уже чеканил металл, выделывал кинжальные клинки, из меди и мельхиора делал свои первые украшения. К сожалению, эти детские работы не сохранились. Вообще, художественными способностями обладали многие в семье Айсакадиевых – мать и бабушка ткали килимы и ковры по своим орнаментам, хорошо рисовали и братья Арслана, отец работал с деревом, дедушка занимался кузнечным и ювелирным делом. Двоюродный брат матери Мухтар Исмаилов после Дагестанского худучилища им. М.Джемала и Строгановского училища в Москве работал реставратором в музеях Кремля, где в 90-е годы восстанавливал дворцовые интерьеры и старинные иконы. Дядя и его супруга художница Камилла Белковская оказали большое влияние на творческую судьбу Арслана. Благодаря им молодой художник знакомится с московской богемой, попадает в атмосферу творчества и высокой культуры. Но это будет позднее, а пока юноша впитывает все, что можно от родных корней. Вообще, близкие всегда поддерживали его: видя талант мальчика, родители покупали литературу по искусству, помогли определиться с выбором жизненного пути. Арслан окончил знаменитую мамедкалинскую художественную школу, где помимо общих основ изобразительного искусства, он изучал и ювелирное дело. Во время поездок на каникулы в Харбук он учился у старших мастеров технике филиграни, осваивал ковку, чеканку, гравировку, После средней школы Арслан поступает в ДХУ им. М. Джемала на отделение обработки металла, но юноша пришел туда, уже профессионально владея многими навыками ювелирного искусства. С третьего курса он участвует в московских студенческих выставках ДПИ. Но сам Арслан считает, что стать ювелиром ему помогли навыки, полученные в детстве и совместная работа с московскими дизайнерами. В Москву он попал в 2002 году по приглашению своего дяди Мухтара Исмаилова, настаивавшего на поступлении племянника в Строгановское училище. Но Арслана захватила творческая работа в сфере модельного бизнеса. В столице молодой дагестанский ювелир попадает в новую для него креативную среду художников, актеров, дизайнеров и моды. Здесь и раскрылся талант Арслана Айсакадиева как ювелира-дизайнера. В Москве он участвует в около 30 ювелирных выставках, Неделе высокой моды, делает аксессуары для театральных постановок, работает с известными модельерами Марией Овсянниковой, топ-стилистом Дмитрием Винокуром, участвует в показе коллекций в королевском дворце Альбер-холл в Лондоне, а также в Париже, Германии, Австрии, сотрудничает с Ювелирным Театром (ЮТЭ) под руководством Максима Вознесенского. Предлагали ему работать и с Валентином Юдашкиным, а также преподавать в Москве прикладное искусство. Ювелирные работы Арслана были представлены в качестве аксессуаров для моделей в жеребьевке на чемпионате мира по футболу в Кремле. И, конечно, годы, проведенные в Москве, определили очень многое для дагестанского художника: посещение музеев, театров, выставок, общение с интересными творческими людьми дали неоценимый интеллектуальный и духовный багаж на долгие годы. Получив такой неоценимый опыт в сфере современного ювелирного искусства и его открытий, Арслан Айсакадиев расширяет сферу своего традиционного ювелирного искусства и начинает смело экспериментировать, проявляя многогранность своего дарования. Появляются интересные новаторские работы, источником вдохновения которых стало искусство Африки, ацтеков и майя. Он создает Восточную коллекция с мотивами культуры Индии, при этом интерпретируя экзотическую культуру Востока в авангардном ключе, Появляется желание создать собственную коллекцию, полностью погрузиться в творчество. В 2010 году Арслан возвращается в Дагестан. Если говорить об Арслане Айсакадиеве как ювелире, необходимо отметить его многогранность. В принципе, он работает в лучших традициях дагестанского ювелирного искусства, создает, казалось бы, чисто этнографические украшения к женскому традиционному костюму, но при этом все они стильные и весьма актуальные и могут служить прекрасным этническим аксессуаром в гардеробе современной женщины. При этом необходимо отметить высокий технический уровень Арслана. Он владеет практически всеми ювелирными техниками: гравировкой, позолотой, но любимой является филигрань. В работе мастер отталкивается и в форме, и в материалах, и в декоре от классических дагестанских изделий, но это всегда не просто повтор, а творческое переосмысление. В настоящее время Арслан Айсакадиев работает в художественных мастерских при СХ РД, а также реставратором по драгметаллу в этнографическом музее «Дагестанский аул». Постоянное общение с подлинными шедеврами народной культуры помогают мастеру держать высокую планку. «Дагестанский аул» стал инициатором первой персональной выставки Арслана Айсакадиева.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 2