Вернуться
Брешко-Брешковский Николай Николаевич
Брешко-Брешковский Николай Николаевич
Годы жизни
Биография
Николай Николаевич Брешко-Брешковский ‒ сын «бабушки русской революции» Екатерины Константиновны Брешко-Брешковской; из-за ареста и ссылки матери с десяти лет воспитывался в семье своего дяди Василия Константиновича Вериго в Заславе на Волыни. По окончании Ровенского реального училища в 1893 г. жил в Санкт-Петербурге, где быстро стал известным беллетристом. Дебютировал в печати рассказом в журнале «Живописное обозрение» в 1896 году. Рассказы, повести, статьи о спорте и моде, этюды о русских художниках публиковал в «Живописном обозрении», «Наблюдателе», «Биржевых ведомостях», «Русском слове», «Новом слове», «Петербургской газете», «Голосе Москвы», «Звезде», «Ниве», «Огоньке», «Синем Журнале» и других газетах и журналах. Издавал сборники, авантюрные и исторические романы и повести, романы об изнанке светской жизни и другие. В Первую Мировую войну Брешко-Брешковский был военным корреспондентом. Н.Н. Брешко-Брешковский является одним из родоначальников русского шпионского детектива («Гадины тыла», 1915; «Ремесло Сатаны», 1916; «В сетях предательств», 1916). Кроме того, выпустил книги «Владимир Егорович Маковский и его художественная деятельность» (1902), «В царстве красок»[5] (1903), «Русский художник Василий Васильевич Верещагин» (1904), «Русский музей императора Александра III» (1903), «Русские художники в портретах и биографиях», «Карнавал смерти. Итальянские легенды и рассказы» (1908) и многие другие. Брешко-Брешковскому первому удаётся создать первообраз современного сценария в фильме «Борец под чёрной маской» (1913, утрачен) про цирковую борьбу в России. Фильм имел крупный успех благодаря своим трюкам. После 1920 года эмигрировал. Обосновавшись в Варшаве, выступал в периодике и выпустил несколько политических романов. В 1920-е ‒ 1930-е гг. вышло свыше тридцати польских переводов его романов и книг очерков. Он продолжал сотрудничать с рассчитанными на массового читателя иллюстрированными журналами («Иллюстрированная Россия» в Париже, «Для Вас» в Риге). В 1927 году по требованию властей покинул страну в связи с аллюзиями на события в Польше (в частности, на майский переворот 1926 года), обнаруженными в его романе «Кровавый май» (действие романа разворачивается в латиноамериканской стране). Жил в Париже. Сотрудничал в эмигрантской печати и во французских газетах. В 1941 г. переехал в Берлин, числился сотрудником нацистского Министерства пропаганды, писал статьи для газеты «Новое слово». Погиб во время бомбардировки Берлина британской авиацией в ночь на 24 августа 1943 года.