Василий Семенович Сварог (настоящее имя - Василий Корочкин) родился в Старой Руссе. Художественное дарование Корочкина, выходца из крестьянской семьи, было замечено еще в период его обучения в приходском училище. Из Старой Руссы благодаря участию одного из преподавателей училища и П.П. Чистякову, на деньги, собранные по подписному листу среди представителей интеллигенции, он в 1895 году уехал в Петербург, в художественное училище барона Штиглица. Здесь юноша избрал себе новое имя - славянского языческого бога Сварога. После окончания училища в 1902 году Сварог много работал в жанре пейзажа и портрета. Однако самые известные его произведения дореволюционного периода связаны с плакатами и журнальной, в основном сатирической, графикой, публиковавшейся в таких петербургских печатных органах, как «Живописное обозрение», «Пулемет», «Зритель», «Нива», «Солнце России» и других. Написанный Сварогом портрет Юрия Репина, сына И. Е. Репина, привел Илью Ефимовича в восторг: «Какая смелость, какая стихийность манеры, какие богатыри у нас появляются!» После Октябрьской революции, в 1919 году, художник возвращается в Старую Руссу, где становится инициатором многих начинаний в культурно-просветительской работе. Он организовал Народный дом, создал самодеятельный оперный коллектив, много сделал для открытия в городе художественной галереи, на базе которой позднее был организован краеведческий музей. Позднее Сварог переехал в Москву. В 1920—1930-е годы он публиковал многочисленные рисунки в «Ленинградской правде», «Красной газете», затем в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде» и других изданиях. Художник исполнял портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина, их ближайших соратников, рабочих-ударников, отображал быт и подвиги Красной Армии, народные торжества и праздничные заседания, создавал композиции на индустриальные и колхозные сюжеты. Все это во многом определило тематический репертуар живописных произведений Сварога, особенно после его вступления в 1925 году в Ассоциацию художников революционной России. Очень красноречиво говорят сами за себя названия картин мастера: «Предательство Гапона (9 января 1905 года)», «Черная сотня» (обе — 1929), «Тов. К. Е. Ворошилов привез оружие Луганским рабочим», «Комбайн за работой» (обе — 1931), «К. Е. Ворошилов на маневрах» (1932), «К. Е. Ворошилов и A. M. Горький в тире ЦДКА» (1933), «Гибель „Челюскина"» (1934), «Взятие Зимнего дворца», «И. В. Сталин и дети» (1937), «И. В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького» (1939), «Штаб Октября» (1940). Его произведения революционно-исторического содержания, воспевающие советский строй, отличаются широким разнообразием тем, жанров и образов. Им создана целая галерея портретов деятелей коммунистической партии и правительства. Обладая прекрасной профессиональной подготовкой, Сварог, как и многие другие ангажированные художники, с большим успехом творил в официально не поощряемых жанрах. Его кисти принадлежат лирические бытовые композиции («Пастушок», 1938), выразительные пейзажи («Море, штиль», 1939), изысканные натюрморты («Разное стекло», 1934), камерные портреты («Женский портрет», 1923; «Мать и сестра», 1926; «Автопортрет», 1926.). На посмертной выставке в Москве в 1946 году было представлено около 300 полотен художника. Свыше 180 рисунков, акварелей, полотен передано в дар Старой Руссе родственниками Сварога. Теперь одна из улиц Старой Руссы названа именем художника. Произведения Сварога хранятся в ГТГ, ГРМ, во многих государственных художественных собраниях России и стран ближнего зарубежья.
Читать далее